Европейский университет в Санкт-Петербурге
Карта сайта Поиск English
 
Университет Новости Прием Обучение Факультеты и центры Проекты Научная жизнь Библиотека


Выше уровнем

Университет >> О нас пишут


Новые проекты ЕУСПб

Информационно-аналитический ежеквартальный журнал "Экономика. Политика. Инвестиции" 
номер 5-6 1999г.


В ноябре 1999 г. исполняется пять лет со дня учреждения Европейского университета в Санкт-Петербурге. Родившаяся в начале 90-х гг. идея создания негосударственного высшего учебного заведения как центра постдипломной подготовки нового поколения ученых, преподавателей, экспертов в области социальных и гуманитарных наук нашла поддержку в петербургском академическом сообществе и властных структурах. Учредителями Европейского университета стали Комитет по культуре и Комитет по управлению городским имуществом Мэрии (ныне - Администрации) Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский Экономико-математический институт РАН и Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, Санкт-Петербургский союз ученых. За истекшее пятилетие в Европейском университете было налажено обучение слушателей по трехлетней аспирантской программе, сочетающей лучшие российские и европейские традиции высшего образования и науки в таких областях социального знания как история, социология, политические науки, экономика, этнология. Летом этого года свои кандидатские диссертации защитили первые выпускники университета. Свыше 600 аспирантов, студентов старших курсов, сотрудников учреждений культуры прошли обучение на вечерних открытых курсах. Продолжая реализацию программы углубленной послевузовской подготовки, Европейский университет приступил к реализации новых инновативных проектов.
Наиболее масштабный из них связан с повышением вклада университета в развитие высшего образования в российских регионах. Это направление совпадает с долгосрочными целями мегапроекта "Развитие образования в России" института "Открытое Общество" (Москва) и реализуется благодаря его поддержке с весны 1999 г. Факультет политических наук и социологии, факультет истории и факультет экономики ЕУСПб выступают в качестве ресурсных центров по оказанию поддержки кафедрам региональных университетов, - соответственно, кафедре социологии, политологии и управления Самарского государственного университета, кафедре истории дореволюционной России Петрозаводского государственного университета и кафедре прикладной экономики Новгородского государственного университета. В рамках проекта организуются стажировки преподавателей, аспирантов и студентов кафедр-партнеров в Европейском университете, лекционные поездки его преподавателей; совместная подготовка и издание учебной и учебно-методической литературы; совместное создание и поддержание Интернет-ресурсов; реализация совместных исследовательских проектов. Уже в этом году университет принял на первый курс 24 иногородних слушателя из различных регионов России и стран СНГ, что составляет 30% от общего числа первокурсников. Сотрудничество также ведется по следующим направлениям: совершенствование организации и управления образовательной и исследовательской деятельностью, совершенствование методов обучения и оценки знаний студентов, развитие контактов с международным академическим сообществом, аккредитация программ обучения, укрепление библиотечно-информационной базы преподавания. Качественное отличие этого проекта от привычных программ индивидуальной переподготовки преподавателей состоит в том, что она позволяет не только стимулировать, но и систематически поддерживать и закреплять позитивные сдвиги в преподавании гуманитарных и социальных наук путем институционализации новых преподавательских практик, включения партнерского коллектива в более широкое академическое сообщество. Создание качественно нового межрегионального научного сообщества и есть стратегическая цель намечаемого проектом сотрудничества.
С 1999 года Европейский университет при поддержке Фонда Спенсера (США) открыл новую программу "Развитие социальных исследований образования в России". Ее задачи состоят в стимулировании российских социальных исследований образования, включая дополнительное образование молодых ученых и поиск новых направлений исследований, содействие научному общению и формированию научного сообщества в области исследований образования и, наконец, финансовую поддержку аспирантов и молодых ученых, работающих по этой проблематике. Программа включает проведение летних школ и конференций по социальным исследованиям образования (подобных уже состоявшимся в июле 1999 г.) и организацию общероссийского конкурса исследовательских проектов. Предусмотрена поддержка проектов двух типов - проекты написания диссертаций (предоставляются десятимесячные стипендии) и проекты последиссертационных исследований (предоставляются .двухгодичные индивидуальные гранты, включающие стипендию и сумму для покрытия исследовательских расходов). Прежде всего, приоритеты отдаются проектам, посвященным изучению истории образования (с ХVII-ХVIII вв. до наших дней), социологии образования (во всех ее возможных аспектах), этнологии образования (включая этнологические подходы к исследованию процессов обучения) и экономическим проблемам образования. В 1999 году объявленный в газете "Поиск" конкурс научных проектов проводится впервые. В случае удачного его завершения, предполагается дальнейшее развитие программы, рассчитанное еще на 4 года.
Наряду с развитием дополнительных образовательных возможностей для российской научной молодежи, университет, подобно многим учреждениям культуры и учебным заведениям, работает над задачами использования уникального культурного наследия Санкт-Петербурга, ознакомления с ней разноликого мирового академического сообщества - от известных экспертов в области культуры до студентов, решивших посвятить себя исследованию российских проблем. Создаваемый в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем факультет истории искусств, наряду с проведением открытых вечерних курсов для российской аудитории, организует ежегодные летние школы по истории искусства на английском языке. Летняя школа этого года была посвящена теме "Династия Романовых как коллекционеры прикладного искусства". Она открылась вступительной лекцией директора Эрмитажа М.Б.Пиотровского, за которой последовали семинары, проходившие в фондах музея. Их участникам - специалистам по искусству и музейному делу из Северной Америки, Германии и Монголии предоставлялась возможность осмотреть и буквально взять в руки предметы хранения, редко или никогда не попадающие на открытые экспозиции. Откликаясь на растущий интерес к этому начинанию, факультет истории искусств в 2000 г. планирует проведение трех летних школ: "Династия Романовых как коллекционеры голландского и фламандского искусства", специальная школа для американских профессоров по заказу Совета по международным образовательным обменам, и летняя школа "Европейское лицо петербургской культуры" для итальянских студентов-славистов из университетов Бергамо и Генуи.
С 1998 г. факультет политологии и социологии Европейского университета проводит обучение иностранных студентов по годичной магистерской программе по российским исследованиям. Эта идея была выдвинута и осуществлена преподавателями факультета, получившими докторские степени в ведущих университетах .Англии, США, Финляндии и хорошо знакомыми с существующими образовательными потребностями тех, кто решил соединить свою профессиональную деятельность с попытками постижения разнообразных проблем российского общества. Программа адресована в первую очередь тем зарубежным студентам, которые не владеют в достаточной степени русским языком, преподавание всех курсов программы ведется на английском языке. Программа успешно конкурирует с аналогичными западными проектами, поскольку высокий уровень преподавания соединен в ней с возможностью проводить исследования непосредственно в условиях изучаемой страны - России, непосредственно знакомиться с различными сторонами жизни Петербурга. В этом учебном году слушателями программы стали 10 слушателей из США и европейских стран.
Отмеченными выше проектами, разумеется, не исчерпывается круг дел и забот Европейского университета. Главные из них по-прежнему связаны с трехлетней аспирантской программой по социальным наукам. Университет рассчитывает, что за первыми кандидатскими диссертациями его выпускников последуют новые зашиты работ, его выпускники с успехом выдержат этот своеобразный экзамен на научную зрелость, а их последующая деятельность подтвердит обоснованность надежд на обновление российской науки и образования, ради содействия которому пять лет назад был создан Европейский университет в Санкт-Петербурге.

УДК 378.3:338.242
Владимир ХОТЯКОВ

 

Университет | Новости | Прием | Обучение | Факультеты и центры | Проекты | Научная жизнь | Библиотека | Карта сайта | Поиск | English
©2000-2005   ИДПО "Европейский университет в Санкт-Петербурге"