Европейский университет в Санкт-Петербурге
Карта сайта Поиск English
 
Университет Новости Прием Обучение Факультеты и центры Проекты Научная жизнь Библиотека


Выше уровнем

 

ЧТО НОВОГО

КАК СДЕЛАТЬ ВЫБОРЫ ПРОЗРАЧНЫМИ?

В Европейском университете готовят наблюдателей за избирательным процессом

 

 

Григорий Голосов, доктор политических наук, профессор факультета политических наук и социологии ЕУСПб, соруководитель проекта «Межрегиональная электоральная сеть поддержки»

Юлия Шевченко, кандидат политических наук, соруководитель проекта «Межрегиональная электоральная сеть поддержки»

 

 

 

Известно, что доверие к выборам у большинства избирателей сегодня подорвано: многие из них просто не приходят на выборы. Являются ли эти проблемы специфическими для России или речь идет о теневой стороне любой конкурентной политики в демократических странах? Можно ли отнести низкую активность избирателей к числу издержек процесса становления российской демократии? Наконец, существуют ли рецепты лечения болезней «несовершенной демократии»?

Все эти вопросы находятся в центре внимания российской общественности уже много лет, но ситуация на выборах не меняется к лучшему. Видимо, всем, кто заинтересован в совершенствовании избирательного процесса, пришла пора перейти от привычных сетований к совместным практическим действиям. Очевидно, что прозрачность выборов соответствует интересам российского общества, но в первую очередь активность должны проявить наиболее заинтересованные стороны. Электоральных наблюдателей от партий и общественных организаций необходимо обучить всем тонкостям российского избирательного законодательства, и вот тогда они смогут эффективно противостоять попыткам искажения результатов народного волеизъявления.

Именно это является основной задачей нового проекта «Межрегиональная электоральная сеть поддержки» (МЭСП/IRENA). Его работа направлена, в первую очередь, на укрепление демократических начал российской политики и защиту избирательных прав граждан. Важной особенностью этого проекта является неполитический характер и принципиальная готовность сотрудничать со всеми политическими партиями и общественными организациями, заинтересованными в свободных и честных выборах. Этот проект реализуется при финансовой поддержке ЕС в рамках программы макропроектов «Европейской инициативы в области демократии и прав человека» на базе Европейского университета в Санкт-Петербурге в партнерстве с Челябинским филиалом Уральской академии государственной службы.

В рамках проекта уже созданы Региональные центры электоральной поддержки, которые работают сейчас в Санкт-Петербурге и Челябинске. 25 мая в Европейском университете в Санкт-Петербурге, а 6 июня в Законодательном собрании Челябинской области организаторы проекта рассказали о первоочередных задачах инициативы и планируемых программах. В ближайшие планы участников проекта входит проведение серии тренингов и обучающих программ для электоральных наблюдателей и партийных активистов. Как планируют организаторы, масштабная издательская программа, включающая, в частности, издание журнала «Российский электоральный наблюдатель», даст обществу представление об электоральном процессе в современной России и, прежде всего, о работе наблюдателей на выборах. Кроме того, планируется создание и размещение в Интернете общедоступной, удобной в использовании базы данных российской электоральной статистики, а наблюдатели в конце концов получат квалифицированную юридическую поддержку.

Европейские стандарты избирательного процесса (закрепленные, в частности, в Протоколе № 1 к «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», ратифицированной Российской Федерацией), включают в себя следующие требования: периодичность выборов, подлинность выборов, свобода и справедливость выборов, честность выборов, всеобщее и равное избирательное право. Российская практика в чем-то соответствует этим принципам, однако в чем-то с ними расходится. Поэтому важно понять, в чем состоят основные расхождения – ведь именно они подрывают веру граждан в избирательный процесс.

Единственный стандарт, который до сих пор в России соблюдался в полной мере (но только на общероссийском уровне) – это принцип периодичности выборов, согласно которому выборы должны проводиться через регулярные промежутки времени, установленные законом. Впрочем, этот принцип не всегда соблюдается в регионах. Благодаря разного рода лазейкам в законодательстве, некоторым выборным органам удавалось продлить свои полномочия на довольно значительные сроки.

Принцип подлинности выборов предполагает наличие у избирателей реального выбора и соблюдение права народа на смену власти в государстве. Иными словами, выборы должны проводиться на альтернативной основе. Официально российское законодательство исключает участие в выборах только одного кандидата или партийного списка, однако безальтернативность часто оказывается замаскированной: в выборах участвует «основной» кандидат, победа которого фактически предрешена, и несколько «спарринг-партнеров», единственная задача которых – не снять свою кандидатуру до дня выборов. Более изощренный вариант – «выбор» между несколькими кандидатами, у которых нет ни программных, ни политических расхождений (в том смысле, что эти кандидаты принадлежат к одной и той же политической группе и, стало быть, сохраняют свои доли власти независимо от исхода выборов).

Принцип свободы выборов связан с правами граждан на выражение мнения, на свободу собрания и объединения и свободу передвижения. Каждый избиратель должен иметь возможность сделать свой выбор при голосовании без административного давления, запугивания, насилия и страха наказания. Важным аспектом свободы выборов является и возможность участия кандидатов, представляющих различные точки зрения на перспективы общественного развития. Это значит, что барьеры к участию в выборах не должны быть высокими, запретительными. К числу таких барьеров относятся, например, чрезмерная сложность регистрационных процедур для политических партий, списков или отдельных кандидатов; разного рода препоны при петиционном характере регистрации кандидатов; возможность снятия кандидатов с выборов в ходе избирательной кампании. Известно, что в России все эти препятствия к свободе выборов в последние годы только усиливаются.

Честность выборов предполагает, что для всех партий и кандидатов, участвующих в выборах, обеспечены одинаковые условия и одинаковое отношение со стороны властей. Современная российская практика предоставляет здесь повод и для обсуждения беспристрастности государственных СМИ, и для серьезного разговора о требованиях к финансированию кампании, которые зачастую создают предпочтительные условия для отдельных партий или кандидатов, в конце концов – о самом процессе голосования, подсчета голосов и сведения результатов.

Наконец, всеобщее и равное избирательное право означает не только отсутствие ограничений на использование права голоса (такие ограничения в России, в целом, отсутствуют), но и то, что голоса граждан имеют одинаковую силу. В условиях пропорциональной системы соблюдение этого принципа ведет к отказу от различных механизмов, позволяющих приписывать голосам избирателей различный «вес» в зависимости от их политических предпочтений. К числу таких механизмов относятся, прежде всего, завышенные пороги представительства (например, 7% порог, который установлен ныне на выборах Государственной Думы). Действительно, применение завышенного порога позволяет просто не учитывать при подведении итогов голосования волеизъявление миллионов избирателей.

Все это означает, что России еще предстоит работать над приведением избирательной практики в соответствие с международными стандартами. Понятно, что эту цель можно реализовать лишь совместными усилиями государственных органов, политических партий и гражданского общества, и именно поэтому к сотрудничеству в проекте «Межрегиональная электоральная сеть поддержки» приглашаются все политические и общественные силы, заинтересованные в демократизации электорального процесса, вне зависимости от их политических позиций.
 

 

Университет | Новости | Прием | Обучение | Факультеты и центры | Проекты | Научная жизнь | Библиотека | Карта сайта | Поиск | English
©2000-2007   ИДПО "Европейский университет в Санкт-Петербурге"