Европейский университет в Санкт-Петербурге
Карта сайта Поиск English
 
Университет Новости Прием Обучение Факультеты и центры Проекты Научная жизнь Библиотека


Выше уровнем
Преподаватели 2003
Расписание занятий
Тезисы докладов
Отчет о школе 2002
Отчет о школе 2001

Проекты >>

Летние школы "Современные направления в исторической науке"

Третья летняя школа: "Новая история и теория культуры - экономическая история, экологическая история и технологическая история"
Санкт-Петербург, 20 июля-3 августа 2003

Технология и культура - "Башня" ТаmлинаЛетняя школа "Новая история и теория культуры-экономическая история, экологическая история и технологическая история"

С 20 июля по 3 августа 2003 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошла международная летняя школа под названием "Новая история и теория культуры-экономическая история, экологическая история и технологическая история". Летняя школа этого года-третья и последняя в серии школ "Современные направления в исторической науке", проводившихся совместно с Институтом истории Общества Макса Планка (Германия) при поддержке фонда Фольксвагена. Предыдущие школы были посвящены микроистории и истории науки (2001), исторической антропологии и истории семьи, домохозяйства и родства (2002).

Ставшие уже традиционными, летние школы призваны способствовать интенсификации совместной работы молодых историков германоязычных стран, России, государств СНГ и Балтии. Каждая из них включала методологическую составляющую (в этом году это была история и теория культуры ("cultural history")) и определенные области ее приложения. В центре дискуссии на школе 2003 года находилась проблема применения методологических подходов "cultural history" для решения конкретных задач в области истории технологий, экологической и экономической истории и, с другой стороны, возможность расширения теоретической базы "cultural history" за счет привлечения данных различных направлений исторической науки.

На школу собралось тридцать молодых ученых из Кембриджа (Великобритания), Берлина, Билефельда, Веймара, Геттингена, Мюнхена, Фрайбурга, Франкфурта-на-Майне (Германия), Архангельска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Ярославля (Россия), Харькова (Украина), Цюриха (Швейцария). Рабочим языком школы по установившейся традиции был английский.

В этом году занятия на школе вели преподаватели из Германии, России и Швейцарии:


Заседания школы открылись вступительной лекцией Д. А. Александрова. Далее работа школы строилась по традиционной схеме - семинары, посвященные обсуждению разосланных заранее текстов по тематике школы, чередовались с заседаниями, на которых обсуждались исследовательские проекты участников. Расписание было разработано таким образом, чтобы оставалось как можно больше времени на пленарные дискуссии по прочитанным текстам и на вопросы к участникам, представляющим свои проекты, а последний день школы был целиком отведен под обширную общую дискуссию. В центре обсуждения на школе оказалась проблемы формы исторических нарративов (В. Кронон, П. Вейн), соотнесения распространенных представлений о природе как конструкте и природе как своевольном и независимом от человека агенте исторического процесса (В. Кронон), критики энвайронментализма (Ф. Брюггемайер, Б. Ломборг, Дж. Саймон) роли технологии в трансформации культуры (Ш. Теркл, Д. Харавей, Т. Хьюз), связи между культурной историей и экономической проблематикой (П. Бурдье, А. Дензау и Д. Норт).

Общение, пожалуй, даже более плодотворное, продолжалось и после окончания рабочего дня школы, в неформальной обстановке летних кафе и баров Санкт-Петербурга, чему в немалой степени способствовала на редкость хорошая погода.

Во время школы произошло еще одно радостное событие. Помимо летних школ, проект "Современные направления в исторической науке" подразумевает издание сборников переводов работ европейских и американских историков, ранее не публиковавшихся на русском языке. 28 июля состоялась презентация первого сборника серии "Прошлое-крупным планом: современные исследования по микроистории", только что вышедшего в издательстве "Алетейя". На презентации присутствовали участники школы, представители издательства, Немецкой службы академических обменов (DAAD) и Института Гете. Всего запланировано шесть сборников (рабочие названия оставшихся пяти: "Наука и научность в исторической перспективе", "История семьи и родства", "Историческая антропология", и "Экологическая история"). Каждый сборник включает шесть-восемь статей ведущих историков-специалистов в данной области. Статьи снабжены краткими аннотациями, содержащими сведения об авторах и их вкладе в развитие исторической мысли. Помимо статей, сборники включают специально составленные аннотированные тематические библиографии. Организаторы школ надеются, что сборники серии не только станут приятным дополнением к библиотеке каждого историка, но и смогут послужить российским преподавателям высшей школы основой для семинарских занятий, посвященных современным направлениям историографии.
 

 

Университет | Новости | Прием | Обучение | Факультеты и центры | Проекты | Научная жизнь | Библиотека | Карта сайта | Поиск | English
©2000-2005   ИДПО "Европейский университет в Санкт-Петербурге"