Европейский университет в Санкт-Петербурге
Карта сайта Поиск English
 
Университет Новости Прием Обучение Факультеты и центры Проекты Научная жизнь Библиотека


Выше уровнем

Факультеты и центры >> Центр европейских исследований >>

Центр европейских исследований

Центр европейских исследований был создан Решением Ученого Совета ЕУСПб в апреле 2003 года в качестве подразделения Университета. Этому событию предшествовала долгая подготовительная работа, которая заключалась, прежде всего, в разработке концепции и долгосрочной стратегии европейских исследований в ЕУСПб. Выбор профиля был обусловлен исследовательской деятельностью группы выпускников-политологов, научный интерес которых направлен на изучение различных аспектов демократизации и политического развития в России и Восточной Европе: формирование институтов выборов, федерализма, местного самоуправления, политического участия.

Помимо исследований, в качестве примера успешно реализованного проекта можно также назвать переводы с немецкого языка результатов исследований трансформации в Центральной и Восточной Европе учеными из Германии (pdf 61 Кb)  (проект финансировался Фондом Фольксвагена, в партнерстве с Университетом Гумбольдта в Берлине).

Политические исследования трансформации в России постепенно привели к пониманию важности повышения не только уровня политического участия и степени демократизации, но и эффективности проводимой политики. На смену анализа politics и polity постепенно приходят исследования policy, разрабатываются новые способы повышения эффективности управления.

С другой стороны, исследования текущих политических процессов на Северо-Западе России поставили во главу угла проблемы интеграции и трансформации идентичности как в самом регионе, так и по отношению к Европе. Все более очевидной становится возрастающая актуальность политической и социальной интеграции в России, очевидно связанной с углублением европейской интеграции, с определением места России в меняющейся Европе. Это привело к осознанию потребности в знаниях о процессах, протекающих в современной Европе, то есть обращению к европейским исследованиям.

Европейские исследования в России традиционно были прерогативой специалистов в сфере международных отношений, в первую очередь изучающих развитие взаимоотношений между Россией и Европой. И сейчас, в свете расширения ЕС на Восток и его геополитического приближения к России, эти вопросы не теряют своей актуальности. Помимо прочего, концентрация внимания специалистов в области европейских исследований на этих проблемах долгое время была оправдана как характером развития самого предмета - медленными темпами европейской интеграции, так и специфическим положением России, находящейся вне этого процесса. Между тем, со все более ускоряющимися темпами интеграции в 1990-е - начале 2000 годов в центре внимания европейских исследований в Европе встали проблемы, пока остающиеся вне поля зрения российских исследователей. Речь идет, в первую очередь, о формировании модели "многоуровневого управления" (multi-level governance), которое отличается от традиционных методов управления, прежде всего, своим неиерархическим сетевым характером, широким включением экспертов и ответственных за внедрение в жизнь решений в процесс подготовки и принятия политических решений. Сами политические решения в рамках данного управленческого и научного подхода становятся не средством принуждения к их выполнению, а средством убеждения следовать рекомендациям и стандартам, выработанным совместными усилиями. Одним из наиболее ярких примеров подобного рода может служить Болонский процесс по реформированию и унификации систем образования в европейских странах. Решения и рекомендации вырабатываются совместно политиками и экспертами разных стран, а затем - при постоянном горизонтальном обсуждении внутри создавшихся сетей постепенно воплощаются в жизнь, несмотря на отсутствие иерархического принуждения "сверху" (с уровня ЕС) "вниз" (на уровень национальных государств и отдельных университетов). Следование таким стандартам необязательно, оно реализуется не вследствие традиционных предписаний, а вследствие постепенной совместной выработки убежденности участников процесса в выгодности участия в нем. Важным здесь становится обучение экспертов и управленцев новым методам управления, стандартам разработки и реализации совместной политики, обмен опытом и поиск новых эффективных способов работы с европейскими и международными стандартами (best practices) в разных сферах политики. Особую роль в этом процессе играет активное формирование общей европейской идентичности, способствующей более успешной реализации управленческих решений.

Эта дискуссия о новых возможностях управления остается практически вне поля зрения европейских исследований в России. Это связано, прежде всего, с традиционной установкой специалистов-международников на то, что Россия в ближайшем будущем не станет членом ЕС и будет вынуждена строить отношения с Европой традиционным образом: через выстраивание двухсторонних и многосторонних международных отношений. Между тем, можно с уверенностью констатировать, что Россия все в большей степени будет вынуждена выстраивать свою политику и управление в соответствии с европейскими стандартами. Активное участие России в Болонском процессе является важным примером в этой связи. Все это приводит к выводу о том, что России, для включения в процесс совместной выработки и следованию рекомендациям в разных сферах будут все больше необходимы специалисты и эксперты, готовые и способные участвовать в этом. Все в большей степени будет возникать потребность в специалистах в разных сферах, знакомых с европейским опытом и готовых "на равных" дискутировать с европейскими специалистами. Для этого им будут необходимы не только знания об официальных международных отношениях между ЕС и Россией, но и о специфике европейского управления и европейского опыта.

Предвидя возникновение такой потребности и дефицит российской социальной науки в этих знаниях, мы считаем очень своевременным и актуальным развитие подобного рода исследовательских и образовательных программ в рамках Центра европейских исследований при ЕУСПб. Таким образом, профиль Центра в содержательном плане должен заключаться во всестороннем изучении европейских институтов, европейского управления и реализации совместной политики, с одной стороны, и процессов трансформации управления и идентичности на Северо-Западе России, с другой. Долгосрочная стратегия состоит в подготовке в рамках этого профиля образовательных программ по европейским исследованиям.

Основные направления деятельности Центра

  1. Исследования проблем интеграции и трансформации идентичности в Европе и на Северо-Западе России. На основе проводимого пилотного исследования о региональной идентичности на Северо-Западе России, Центр разрабатывает новые исследовательские проекты, связанные, в первую очередь, с изучением идентичности, европейского влияния, трансграничного сотрудничества между Россией и ЕС, методами и формами реализации политики на региональном уровне.
  2. Образовательная деятельность в рамках ЕУСПб, включающая в себя разработку учебных курсов по европейской интеграции и идентичности, а также привлечение слушателей и сотрудников ЕУСПб к научной деятельности, ориентированной на европейскую проблематику. В долгосрочной перспективе помимо слушателей ЕУСПб целевой группой образовательных программ могут стать управленцы, чиновники, активисты НКО и эксперты think tanks на Северо-Западе России.
  3. Формирование эффективной сети исследовательских организаций для расширения контактов ЕУСПб в форме участия в международных конференциях и семинарах, проведения совместных исследований, а также собственных семинаров и конференций.
 

Университет | Новости | Прием | Обучение | Факультеты и центры | Проекты | Научная жизнь | Библиотека | Карта сайта | Поиск | English
©2000-2005   ИДПО "Европейский университет в Санкт-Петербурге"