Европейский университет в Санкт-Петербурге
Карта сайта Поиск English
 
Университет Новости Прием Обучение Факультеты и центры Проекты Научная жизнь Библиотека


Выше уровнем

Факультеты и центры >> факультет истории искусств

Пятая Летняя школа Государственного Эрмитажа и Европейского университета в Санкт-Петербурге

"Художественные сокровища Санкт-Петербурга: Династия Романовых как коллекционеры итальяского искусства"

"Курс был превосходный. Алексей Лепорк - удивительный преподаватель - его знание предмета, его коммуникативные способности поражают." (William Hale).

С 4 по 27 июля 2002 года прошла Пятая международная искусствоведческая летняя школа факультета истории искусств ЕУСПб. На этот раз она была посвящена теме петербургской Италии, начиная от идеальных городов итальянского Возрождения - прообразов Петербурга до деятельности итальянских художников в нашем городе. Особое место в программе этого года было уделено истории коллекционирования итальянского искусства в императорском Эрмитаже.

Программа Пятой Летней Школы была составлена с учетом опыта прошлых четырех школ.

Были сохранены общие рамки программы: 12 рабочих дней с разделением на "внутриэрмитажные" и "внеэрмитажные" дни. "Эрмитажные" дни состояли из лекций и семинарских занятий (по 6 учебных часов в день).

В рамках школы был прочитан курс из 8 лекций, освещавших различные аспекты преломления итальянских прообразов в петербургской культуре, деятельность итальянских мастеров на петербургской почве, специфику эрмитажного собрания итальянского искусства. Курс читали: директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский (вводное занятие), преподаватель ФИИ А.К. Лепорк (6 лекций), хранители Эрмитажа (А.В. Ипполитов, И.С. Артемьева и С.О. Андросов).

" "Астер Инк." и Дебра Джонсон сделали отличную работу. Екатерина Видре очень приятный человек. Она на своем месте. Для нее это отличный опыт. Мария Коростелева - очень душевная. Она всегда улыбается и умеет к каждому найти подход. Алексей Лепорк - энтузиаст и квалифицированный специалист. Он явно любит свою работу и людей, с которыми работает.. Я поражена тем, насколько он знает историю искусства. У него превосходное чувство юмора. Я очень ему благодарна за все экскурсии, семинары и лекции." (Patty Price).

По сравнению с прошлыми школами в программу были внесены некоторые изменения. Так, было увеличено число семинаров в фондах музея, каждый из которых был посвящен конкретной проблеме собирательства. В рамках школы было проведено 10 семинаров, в том числе, 1 на экспозиции Русского музея (Мраморного двора) - "Итальянские мастера в России" (А.К. Лепорк, И.В. Ткачева) и 9 - в Эрмитаже - "Венецианская живопись в собрании Эрмитажа" (И.С. Артемьева), "Итальянская графика в собрании Эрмитажа" (А.В. Ипполитов), "Старые итальянские мастера в собрании Эрмитажа" (И.С. Григорьева), "Живопись итальянского барокко в Эрмитаже" (А.К. Лепорк), "Итальянская майолика в экспозиции Эрмитажа", "Итальянская майолика в фондах Эрмитажа" (Е.И. Иванова), "Итальянское стекло в собрании Эрмитажа" (Е.А. Анисимова), "Реставрация итальянской живописи. Новые технологии" (Т.Д. Чижова), "Рисунки итальянских архитекторов в собрании Эрмитажа""(М.Ф. Коршунова, "Особая кладовая" (Н.К. Жижина). Семинары, происходившие в фондах Эрмитажа, дали слушателям ЛШ уникальную возможность осмотреть и непосредственно ознакомиться с предметами хранения, редко или никогда не попадающими на открытые экспозиции.

"Я очень доволен школой, но хотел бы иметь больше времени на то, чтобы познакомиться с собранием Эрмитажа за рамками программы." (Anonymous).

Помимо семинаров для участников школы были организованы ознакомительный тур по городу (С.В. Александрова) и вводная экскурсия по экспозиции Эрмитажа (М.В. Козловская). Учебная нагрузка во внеэрмитажные дни (выезды в загородные музеи) составляла по 5 часов в день. Пять выездов (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село, Павловск и Гатчина) были проведены А.К. Лепорком и А.О.  Ларионовым. В рамах занятий на материале архитектуры, садово-паркового и декоративно-прикладного искусства рассматривались русско-итальянские связи.

Все занятия школы велись на английском языке.

На финальной дискуссии учащимся была предложена анкета с выбором оценок для ряда аспектов школы и с возможностью письменно высказать свое мнение в свободной форме.

"Мое общее впечатление от программы - крайне положительное. Все старались нам помочь, все преподаватели превосходно знали свой предмет и терпеливо отвечали на вопросы. Поражает уровень знаний Алексея Лепорка. Мы восхищены его чувством юмора. Мария Коростелева очень терпелива и доброжелательна." (Kathryn Whitmer).

Для участников были организованы приветственные и прощальные приемы в ЕУСПб, включавшие официальную часть (открытие и закрытие школы) и неформальное общение. Каждый из участников получил необходимые материалы для учебного процесса. После окончания программы всем были вручены сертификаты. Информация о школе Перед началом школы в редакции крупнейших СМИ Петербурга с помощью пресс-службы Государственного Эрмитажа были разосланы пресс-релизы с информацией о школе.

Организаторы

Директор школы - А.К. Лепорк (осуществлял общую координацию всех мероприятий школы, а также нес основную учебную нагрузку).
Администратор группы - М.Н. Коростелева (неотлучно находилась при группе в течение всего учебного времени).
Секретарь-администратор ФИИ - Е.М. Видре (организовывала все необходимые контакты и вела всю канцелярию).

"Это было замечательное время. Я была поражена уровнем преподавания. Это очень ценный опыт - занятия персонально с кураторами Эрмитажа. Моя особая благодарность - Алексею Лепорку и Марии Коростелевой, за их работу, которая сделала программу еще совершеннее." (Caren Kornwell).

Участники

В занятиях школы приняли участие 20 слушателей (18 граждан США, 1 гражданин Австралии, 1 гражданин Японии), среди них 16 женщин и 4 мужчин в возрасте от 23 до 85 лет (средний возраст - около 60 лет). Среди них было 4 специалиста по изобразительному искусству, еще четыре участника школы непосредственно связаны с деятельностью музеев, двенадцать остальных участников представляли просвещенную любительскую среду, интересующуюся российской историей и культурой.

Все участники активно посещали лекции, семинары, туры и участвовали в дискуссиях. По окончании программы слушатели ответили на вопросы предложенной им анкеты и написали отзывы о своих впечатлениях.

"Летняя школа отвечает самым высоким академическим стандартам. Это был отличный опыт и для меня лично я почерпнул много полезного. Как первый участник из Австралии, я хочу сказать Вам "Браво". Но список литературы лучше послать участникам за несколько месяцев. И если школа делается для профессионалов, ее лучше рекламировать не в туристических проспектах, а в художественных журналах, например в Apollo Magazine." (Ilmar Leetberg).

Слушательская оценка школы

Слушательская оценка школы была активно высказана и обсуждена на двух дискуссиях, а также представлена в ответах на анкету. Участникам было предложено оценить каждое из занятий по шкале "плохо" - "удовлетворительно" - "хорошо" - "очень хорошо". Сводные результаты представлены в приложении №1.

Программа пятой школы получила наиболее высокую оценку за все время проведения Летних школ. Анкеты заполнили девятнадцать участников. Все они одобрили программу в целом, 18 человек сообщили, что будут рекомендовать ее своим знакомым, 15 - выразили желание в будущем принять участие в работе программы. Оценивая 15 занятий школы, заполнившие анкеты девятнадцать слушателей ни разу не использовали оценку "плохо", 16 раз использовали оценку "удовлетворительно", 64 раза - "хорошо" и 198 раз - оценку "очень хорошо", причем в ряде случаев к последней оценке добавлялся плюс или устное замечание об исключительно высоком качестве занятий. Особый успех имели занятия, проводившиеся И.С. Григорьевой, Н.К. Жижиной и А.К. Лепорком.

17 человек из 19 заполнивших анкеты отметили, что чувствовали себя комфортно, общаясь с директором и администратором.

Отвечая на просьбу отметить, какие аспекты в деятельности школы были наиболее успешными (программа, организация, учебный процесс) слушатели 2 раза отметили две позиции (программу и учебный процесс), 3 раза - программу, 5 раз - организацию и 1 раз - учебный процесс. 8 из 20 участников не смогли выделить наиболее успешную грань программы, признав все три позиции заслуживающими самой высокой оценки.

Отвечая на просьбу отметить, какие аспекты в деятельности школы были наименее успешными (программа, организация, учебный процесс) слушатели 1 раз отметили программу, 5 раз организацию и только 1 раз - учебный процесс.

Ряд участников высказал предложения по улучшению рекламы Летней школы и полезные пожелания по рассылке программы следующей школы. Дополнения и комментарии, содержащиеся в анкетах, свидетельствуют, что в этом году программа заслужила максимально высокую оценку.

Перспективы развития

Программа Летней школы 2003 года была подготовлена уже в августе 2002 года. Будущая, шестая Летняя школа посвящается садово-парковому искусству при дворе Романовых.

 

Университет | Новости | Прием | Обучение | Факультеты и центры | Проекты | Научная жизнь | Библиотека | Карта сайта | Поиск | English
©2000-2005   ИДПО "Европейский университет в Санкт-Петербурге"